Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» - это российский коммуникационный сервис, который создан и развивается при поддержки Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ [1] и способствует достижение целей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» [2] по модернизации и развитию системы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Платформа «Сферум» не заменяет традиционный урок, а призвана сделать обучение более гибким, технологичным и удобным.
Использование ИКОП «Сферум» в образовательной деятельности осуществляется с целью формирования единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений.
Идеи о создании и развитии образовательной платформы возникли в 2020 году после вынужденного перехода образовательных организаций на дистанционное обучение.
Образовательным организациям пришлось применять различные системы, в том числе зарубежные решения с хранением персональных данных за пределами России.
Они не были предусмотрены для обучения, что приводило к регулярным срывам занятий и нарушениям учебного процесса.
Основной задачей платформы «Сферум» является помощь педагогическому работнику в организации образовательной деятельности. Данный образовательный ресурс не заменяет традиционное образование, а дополняет его и делает более эффективным [3].
ИКОП «Сферум» используется для решения большого спектра учебных задач, таких как:
общение в групповых/индивидуальных чатах между педагогами, учащимися и родителями, изучение мнения участников образовательного процесса (публикация опросов и др.);
отправка и хранение учебных материалов;
организация дистанционных занятий с учащимися, в случаях, когда посещение очных занятий невозможно (введение карантина в образовательной организации, неудовлетворительные погодные условия, участие обучающихся в выездных соревнованиях и конкурсах и др.);
повторение пройденного материала обучающимся в ходе просмотра записи урока;
организация внеучебной деятельности обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов, экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
организация сетевого взаимодействия (подключение к занятиям сотрудников иных образовательных организаций, культурно-просветительских организаций);
проведение родительских собраний посредством видеоконференцсвязи;
трансляция концертов образовательной организации и соревнований в режиме онлайн;
ведение информационного канала образовательной организации, сообществ секций и кружков в учреждении;
осуществление профессионального роста и развитие компетенций педагогических работников (участие в обучающих вебинарах, в работе методических объединениях, предметных ассоциациях и др.);
Данный список учебных задач не является исчерпывающим, разработчики коммуникационной платформы продолжают развитие данного сервиса.
Обращаем внимание, что ИКОП «Сферум» не заменяет действующий электронный журнал и дневник.
Домашние задания, оценки и расписание также продолжают размещаться педагогическими работниками в АИС «ЭПОС». Просмотр данных об успеваемости обучающегося доступно для учеников и родителей также через федеральную государственную информационную систему «Моя школа».
Согласно действующему законодательству при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, запрещено использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин [3].
Под данное ограничение на использование попадают иностранные информационные системы для обмена сообщениями (мессенджеры), ранее получившие широкое распространение при организации коммуникаций педагогов с учащимися и родителями. На сайте федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) размещен перечень мессенджеров, которые отнесены к иностранным на 01 марта 2023 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).
ИКОП «Сферум» применяется как аналог иностранных мессенджеров, которые запрещены для использования при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, в том числе в сфере образования.
Аналогичных федеральных государственных образовательных платформ в Российской Федерации, созданных для коммуникации участников образовательного процесса не создано, ИКОП «Сферум» является единственным отечественным решением для использования в образовательной среде.
ИКОП «Сферум» включена в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (запись в реестре N10192). Данные в Реестре российского программного обеспечения https://reestr.digital.gov.ru/reestr/330417/.
Вычислительная инфраструктура для обеспечения работоспособности сервиса и дата-центры находятся в России. Разработчиком и правообладателем образовательной платформы является российская ООО «Компания ВК», которое входит в группу компаний VK. VKосуществляет свою операционную деятельность на территории России и действует в соответствии с российским законодательством. VK(МКПАО «ВК») зарегистрирована на территории РФ -
в специальном административном районе на острове Октябрьский Калининградской области.
Платформа «Сферум» - это закрытое и безопасное пространство,в чатах находятся только проверенные пользователи – учителя, обучающиеся и их родители.
Посторонние люди не могут присоединиться к чату класса/группы.
В учебном профиле нет рекламы, спама и платных сервисов.
Присоединение обучающихся и родителей к учебным чатам образовательной платформы возможно через личный кабинет электронного журнала и дневника АИС «ЭПОС» либо при получении ссылки-приглашения в чат от учителя.
Более детально механизм создания учебного профиля в ИКОП «Сферум» и алгоритм присоединения к чатам описан в инструкции, а также на сайте образовательной платформы https://sferum.ru.
Обращаем внимание, что создание учебного профиля в ИКОП «Сферум» не влечет за собой регистрацию в социальной сети «ВКонтакте».
Если у пользователя уже есть аккаунт в социальной сети - он при входе в учебный профиль «Сферум» не деанонимизируется (то есть пользователи платформы не могут переходить на страницы «ВКонтакте» друг друга и даже знать о существовании таковых) [5].
VK-технологии повысили уровень защиты данных: в личном кабинете можно легко просмотреть сессии во всех сервисах со всех устройств и завершить неактуальные, а также мгновенно сменить пароль. Для большей безопасности VK-технологии предусматривают привязку номера телефона и функцию подтверждения входа секретным кодом [6].
Решение об использовании электронного образовательного ресурса при реализации образовательных программ и организации дистанционной коммуникации в образовательной организации принимает директор образовательной организации. О принятом решении использовать ИКОП «Сферум» образовательная организация информирует обучающихся и родителей посредствам размещения информации на официальном сайте учреждения, в ходе личных встреч и родительских собраний. В случае отказа родителей и обучающихся от использования ИКОП «Сферум» образовательный процесс может быть организован с использованием традиционных средств обучения по согласованию с администрацией образовательной организации. |
[6] Письмо Минпросвещения России от 22.02.2022 № 04-127 «О направлении методических рекомендаций»;
[8] Приказ о назначении ответственных за организацию использования в образовательной деятельности информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»
Движение Первых — молодёжное движение, созданное в декабре 2022 года по инициативе школьницы Дианы Красовской, поддержанной Владимиром Путиным. В Движении объединились десятки организаций-учредителей; дети, подростки и взрослые; многолетний опыт и передовые практики.
Сегодня участниками Движения являются более 4 млн человек из 40 тысяч первичных отделений. Ребята развиваются в 12 направлениях деятельности: «Образование и знания», «Наука и технологии», «Труд, профессия и своё дело», «Культура и искусство», «Волонтёрство и добровольчество», «Патриотизм и историческая память», «Спорт», «Здоровый образ жизни», «Медиа и коммуникации», «Дипломатия и международные отношения», «Экология и охрана природы», «Туризм и путешествия».
Движение Первых обеспечивает реализацию Программы воспитательной работы с детьми и молодежью на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, национального культурного и исторического наследия и принципе неразрывной связи поколений.
Информация о первичном отделении Движения Первых
• ФИО – руководителя первичного отделения Движения Первых образовательного учреждения
• Фото
• Контакты:
• Приоритетные направления деятельности первичного отделения
• ФИО представителя в Совете Первых от первичного отделения
• Фото
• Контакты
Информация о местном отделении Движения Первых Перми
Прокофьев Антон Владимирович – Председатель Совета местного отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» в городе Перми Пермского края
Контакты:
Фото:
Ссылки на сообщество ВК: https://vk.com/my.pervieperm
Информация о региональном отделении Движения Первых Пермского края
Мясников Александр Михайлович – Председатель Совета регионального отделения общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движения Первых» Пермского края
Контакты:
Фото:
Ссылки на сообщество ВК: https://vk.com/mypervie59
Официальный сайт: будьвдвижении.рф
Скан копия в PDF:
• Протокол заседания инициативной группы о создании первичного отделения (Приложение 1к Порядку создания первичного отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»)
• Заявление о создании первичного отделения (Приложение 2 к Порядку создания первичного отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»)
• Решение заседания общего собрания первичного отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» (Приложение 4 к Порядку создания первичного отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»)