Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
 

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образо-ва-тельных организаций, реализующих программы среднего общего об-разования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение по-ручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучаю-щихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опо-рой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях за-крытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в ви-де лишения свободы;

  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечеб-ные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуж-дающихся в длительном лечении на основании заключения медицин-ской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам прове-де-ния итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.

В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут фор-мироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового со-чинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2022 и 2023 гг.

По согласованию с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» добавлен новый под-раздел «Язык и языковая личность». В связи с этим уточнен комментарий к разделу.

Открытый банк итогового изложения пополнен новыми текстами.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), кри-терии их оценивания в новом учебном году не меняются.

СТРУКТУРА ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 

Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируют-ся из закрытого банк тем итогового сочинения. Он включает в себя около 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы. Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочи-нения (новым является подраздел «Язык и языковая личность»). 

Разделы и подразделы 

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 

1.3. Познание человеком самого себя. 

1.4. Свобода человека и ее ограничения. 

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 

2.2. Человек и общество. 

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека. 

3. Природа и культура в жизни человека 

3.1. Природа и человек. 

3.2. Наука и человек. 

3.3. Искусство и человек. 

3.4. Язык и языковая личность

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка: 

  • темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; 

  • темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; 

  • темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГО-ВОГО СОЧИНЕНИЯ 

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела: 

  • связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; 

  • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном по-ступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях со-вести;  позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; 

  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или по-ступков литературных героев), стремящихся понять себя. 

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела: 

  • связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; 

  • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; 

  • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важ-ности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; 

  • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;

  • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколе-ний и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлени-ях развития общества. 

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела: 

  • связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; 

  • нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре; 

  • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); 

  • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения ис-торической памяти и традиционных ценностей; 

  • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направ-лениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на че-ловека.

Образец комплекта тем 2023/24 учебного года https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/03_Obrazec_komplekta_tem_2023_24.pdf

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/04_Kriterii_it_soch.pdf

Письмо Рособрнадзора № 04-303 от 21.09.2023 о направлении методи-ческих документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году:

  1. Методические рекомендации по организации и проведению итого-вого сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году

  2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году

  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (из-ложения) в 2023/24 учебном году

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы

Расписание проведения итогового сочинения (изложения)

Основной срок
6 декабря 2023 года

 

Начало – 10.00 по местному времени.

Продолжительность итогового сочинения (изложения) - 3 часа 55 минут (235 минут). 

Нормативная база итогового сочинения 2023-2024 учебного года: