Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
 

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образова-тельных организаций, реализующих программы среднего общего образова-ния, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся уме-ния мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на само-стоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или де-ти-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях за-крытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые ле-чебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуж-дающихся в длительном лечении на основании заключения медицин-ской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведе-ния итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебно-го года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.

В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собирать-ся только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более по-лутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

СТРУКТУРА ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируются из закрытого банк тем итогового сочинения. Он включает более полутора ты-сяч тем сочинений прошлых лет. Ниже перечислены названия разделов и под-разделов банка тем итогового сочинения. 

Разделы и подразделы 

1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 

1.3. Познание человеком самого себя. 

1.4. Свобода человека и ее ограничения. 

2 Семья, общество, Отечество в жизни человека 

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 

2.2. Человек и общество. 

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека. 

3 Природа и культура в жизни человека 

3.1. Природа и человек. 

3.2. Наука и человек. 

3.3. Искусство и человек. 

В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут соби-раться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В даль-нейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами. 

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка: Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ори-ентиры в жизни человека». Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВО-ГО СОЧИНЕНИЯ 

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела: 

  • связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в си-туации нравственного выбора; 
  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нор-мах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; 
  • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном по-ступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; 
  • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненно-го пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; 
  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или по-ступков литературных героев), стремящихся понять себя. 

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

  • связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
  • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на чело-века; 
  • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важно-сти сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
  • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс; 
  • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях разви-тия общества. 

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела: 

  • связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими про-блемами, вопросами экологии; 
  • нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
  • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юби-лейными датами); 
  • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность ис-торической памяти, сохранения традиционных ценностей; 
  • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направле-ниях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Образец комплекта тем 2022/2023 учебного года: http://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/03_Obrazec_komplekta_tem_2022_23.pdf

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государствен-ного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «за-чет».

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргумента-ция, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; гра-мотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Расписание проведения итогового сочинения (изложения)

Основной срок

Дополнительные сроки

7 декабря 2022 года

1 февраля 2023 года

3 мая 2023 года

 

Начало – 10.00 по местному времени.

Продолжительность итогового сочинения (изложения) - 3 часа 55 минут (235 минут). 

Требования к итоговому сочинению (изложению)

1. Объём итогового сочинения – от 350 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов), итогового изложения – 250-300 слов («незачёт» при объёме – ме-нее 250 слов).

2. Не допускается списывание из любых источников. Экзаменационная ра-бота должна выполняться самостоятельно.

3. Экзаменационные работы должны оцениваться по критериям: для сочи-нения – 5 критериев, для изложения – 3.

Итоговое сочинение:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. 

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Итоговое изложение:

1. Содержание изложения.

2. Логичность изложения.

3. Использование элементов стиля исходного текста.

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный резуль-тат (то есть при проверке должен стоять «+») по трем критериям: по критери-ям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев.

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) тре-бованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом, такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания. 

Критерии оценивания сочинение (изложения): https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/Kriterii_it_soch.pdf

Нормативная база итогового сочинения 2022-2023 учебного года: