Советы логопеда

Дисграфия.

Письменная речь — это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия».

Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения.

Выделяют 5 форм дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.  Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

  1. Акустическая форма дисграфии.
  • звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
  • свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
  • аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
  • некорректное употребление мягкого знака ( «писмо», «лубит» и т.д.)
  1. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
  • пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов;
  • написание лишних букв в слове;
  • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ;

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

  1. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи.

Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).

  1. Оптическая дисграфия.

Ребенок не улавливает тонких различий между буквами.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества):

Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальное написание букв.

Уважаемые Родители!

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть исправлены  обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

На что обратить особое внимание:

  • Если Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки ,путает ,пропускает их в устной речи.( Ыба или лыба -вместо рыба)
  • Если Ваш ребенок «каверкает» слова, переставляет слоги в устной речи, «съедает» окончания .
  • Если он — переученный правша или левша.
  • Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  • Если у Вашего ребенка было нарушено более 3-4 звуков в дошкольном периоде.
  • Если Ваш ребенок стоит на учете у невропатолога .
  • Если в семье говорят на двух или более языках.
  • Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу .
  • Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

К мерам ранней профилактики дисграфии (дислексии) относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Для того чтобы исключить неправильное толкование проблем, необходимо проконсультироваться у квалифицированного специалиста — логопеда!

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.

Если ваши дети занимаются на логопункте, вы уже знаете, что для закрепления навыков, полученных на логопедических занятиях в детском саду, необходимо выполнять домашние задания. Задания и рекомендации логопеда записываются в тетради. В тетради ребенка вы обязательно увидите комплексы артикуляционных упражнений, которые нужно выполнять регулярно, пока идет постановка звуков. Так что же такое артикуляционная гимнастика и как правильно организовать ее проведение, чтобы она оказала ребенку максимальную помощь в постановке звуков?

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, — чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. В  начале обучения не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Перед началом выполнения взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, и показывает выполнение упражнения.
  6. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  7. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
  8. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  2. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.